искусства Винзавод
Схема проезда
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы:
Почта:
15-17 сентября Ассоциация галерей приняла участие в работе 10-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow в Гостином Дворе. Специальный стенд АГА в 2022 году посвящен актуальным вопросам взаимодействия музеев с галереями, в частности по вопросу пополнения музейного фонда, работе системы закупок и бюджетированию.
15 сентября АГА провела дискуссию, посвященную стратегиям взаимодействия между галереей и музеем. Какие существуют форматы сотрудничества между институциями, какие механизмы пополнения музейных коллекций работают сегодня в России и с какими сложностями сталкиваются галерея и музей, рассказали исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, основатель галереи pop/off/art Сергей Попов, заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова, основатель Галереи 21, основатель проекта InArt, сооснователь InvestArt, меценат ГМИИ им. Пушкина Ксения Подойницына.
Модератор встречи Алина Крюкова, основатель галереи a-s-t-r-a, коллекционер, член АГА отметила: «Ассоциации галерей вот-вот исполнится два года. Она объединяет более 20 галерей не только из Москвы, но и из различных городов России. В рамках своей деятельности ассоциация разрабатывает важные стратегические направления и предлагает эффективные решения. Одним из ключевых направлений деятельности является упрощение механизма закупок работ современных художников в музейные фонды».
«У Третьяковской галереи есть проблема в отсутствии финансирования выставочной деятельности. В основном, это средства спонсоров. На выставки современного искусства, как мы знаем, финансирование получить еще сложнее. Кроме того, закупок в новейшие течение не было последние десять лет. Именно поэтому спонсорами часто становятся сами галереи».
— Ирина Горлова, заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи.
«У Московского музея современного искусства одно время было финансирование на выставочную деятельность, но теперь его нет. Партнерство «музей + галерея», конечно, может стать решением этого вопроса. Про закупки. Бывает, что все готово, подготовлен план, проведена оценка, но происходит, например, пандемия, и все останавливается. Финансирование сокращают и отказывают».
— Василий Церетели, исполнительный директор ММОМА.
«Простой пример, почему необходимо комплектовать фонды музеев современным искусством. Такой значимый художник, как Эрик Булатов, представлен в Третьяковской галерее и в небольшом музее в Выксе (в Санкт-Петербурге в Русском музее он не представлен в постоянной экспозиции). Это просто смешно».
— Сергей Попов, основатель галереи pop/off/art.
Роль АГА в создании «понятной схемы взаимодействия “музей + галерея”» подчеркнула и Ксения Подойницына: «Разрабатывается корректная правовая основа. Необходимо также инициировать такие механизмы, как создание единого реестра о работах, о продажах и, желательно, на блокчейне».
Вопрос урегулирования правового поля продолжился практико-ориентированным диалогом «Оформим наши отношения: правовые аспекты взаимоотношений между художниками и институциями», который состоялся 16 сентября в рамках ярмарки молодого современного искусства blazar (Музей Москвы).
Алина Крюкова и адвокат Алексей Наумов представили совместный проект Ассоциации галерей и коллегии адвокатов Delcredere по разработке шаблонов договоров, регулирующих отношения художника и галереи, галереи и коллекционера, галереи и дилера, галереи и галереи, а также случаи, которые выбиваются из этих шаблонов.
Открыла встречу Мария Кравцова, куратор, арт-критик, шеф-редактор сайта artguide: «Проблема договоров очень важная. Мы все знаем, что в нашей сфере почти все договоренности – устные. Договорились, подписались, потом разругались. Этого можно было бы избежать, если бы сотрудничество велось именно в рамках правого поля. Было бы куда легче».
От АГА поступил запрос на подготовку стандартизированных шаблонов-контрактов (краткая и расширенная версии). Delcredere подготовил четыре наиболее используемых и востребованных: договор купли-продажи, договор между галерей и художником с целью продвижения последнего, договор между двумя галереями на подготовку выставки и договор с дилером.
«Я часто слышу от художников какие-то страшные истории и всегда первым делом спрашиваю, есть ли у него контракт. Художник должен знать свою выгоду. Вместе с контрактом мы говорим художнику, на что он имеет право, какие у него обязанности и какие перспективы перед ним открываются. Например, если ты начинаешь являться самостоятельным налогоплательщиком, то ты проявляешься в налоговом поле для государства. Кейс, когда художникам в Германии во время пандемии выплачивали по 5000 евро, выбил российских художников из седла надолго. А мы им объясняем, как государство должно понять, что ты художник? Ты входишь в какие-либо профессиональные объединения, ты платишь налоги? Нет? То есть тогда для государства ты не существуешь», – прокомментировала Алина Крюкова.
Дискуссии были проведены в рамках лектория АКИ.